Мужчина провёл в Сибири 20 лет.
В 2024 году Россия отмечает знаменательный юбилей: 50 лет назад Советский Союз приступил к одному из самых грандиозных проектов — строительству Байкало-Амурской магистрали. Тогда из Крыма в Сибирь отправилось два отряда комсомольцев по полсотни человек в каждом.
В рядах активистов оказался 23-летний водитель из посёлка Кировское Вадим Шилов. Полвека спустя мужчина на правах руководителя Крымского регионального отделения Всероссийской общественной организации «БАМовское содружество» поделился с ForPost воспоминаниями о судьбоносной поездке на другой конец страны.
Из Симферополя — в Сибирь
Проект прокладки железнодорожного маршрута, параллельного Транссибирской магистрали, разрабатывался ещё в Российской империи. Однако тогда идея показалась слишком несбыточной, поэтому её отложили в долгий ящик. Советский Союз также не сразу взялся за эту стройку: от проектных изысканий до полномасштабных работ миновали десятки лет.
«Всё началось на XVII съезде ВЛКСМ, где присутствовала делегация из Крыма. Одним из самых главных сообщений, озвученных тогда генсеком Леонидом Брежневым, стало решение строить Байкало-Амурскую магистраль. Делегаты тут же поддержали эту идею, и первые отряды комсомольцев отправились на вокзал, откуда из Москвы отправились в Сибирь», — рассказывает Вадим Шилов.
Между тем крымчане вернулись домой, где сразу стали готовиться к отъезду в далёкую Иркутскую область, где находился так называемый западный участок БАМа.
И вот через месяц после XVII съезда комсомола 28 мая 1974 года железнодорожный вокзал Симферополя наводнился людьми. Большим митингом Крым провожал 50 молодых жителей полуострова — первый крымский отряд строителей сибирской железной дороги. Среди них был и собеседник ForPost. Под телекамеры его провожали мать и отец-фронтовик.
Состав тронулся, и лица родителей скрылись в толпе. Так для молодого Вадима началась новая страница жизни.
Всему учились на месте
Из Симферополя в Иркутскую область поезд шёл почти неделю, и в первые дни июня прибыл на конечную станцию — дальше шпалы железной дороги пока проложены не были.
«Нас привезли в самую крайнюю точку, где кончалась железная дорога, — это город Усть-Кут. Здесь все товарняки разгружались, и дальше по реке Лена грузы транспортировались дальше на север. По её берегам повсюду были оборудованы большие склады», — делает ремарку в сторону Шилов.
Однако задерживаться здесь крымчане не планировали: работа ждала в первом посёлке будущего БАМа под названием Звёздный. Но из-за того, что поезд опоздал в Усть-Кут, на общую отправку южане не успели. Поэтому первую ночь провели где придётся: расстелили спальники на полу клуба посёлка Бирюсинка (сейчас микрорайон Усть-Кута).
Увидев таких хозяйственных гостей, администрация посёлка настояла, чтобы крымчане остались временно здесь. Впрочем, не все с этим решением согласились, и 15 человек пешком отправились в 70-километровый поход через тайгу в Звёздный. «Больше мы их не видели», — вздыхает собеседник и поясняет, что, скорее всего, товарищи благополучно добрались до места назначения, но ни почтовой, ни телефонной связи с ними не было, поэтому на этом дороги разошлись навсегда.
«Мы остались работать в Бирюсинке. Так что первый отряд, который начал строить БАМ с посёлка Усть-Кут (ж/д станция Лена) на восток, был наш, крымский», — с заметной гордостью в голосе заявляет Вадим.
Митинг на Байкало-Амурской магистрали.
Так, всё лето и сентябрь ребята прожили в Бирюсинке на улице Азовской — крымчане удивлялись такому неожиданному «привету» из далёкого дома. Поселковый клуб при этом их вскоре попросили освободить, и комсомольцы переместились в три просторные палатки. Впрочем, скромного быта не пугались, ведь практически весь день пропадали на работе.
Строительные обязанности разделили по способностям, но многим пришлось осваивать новые специальности: к примеру, Вадим из водителей переквалифицировался в бетонщики.
«Всё на месте учили: все приезжали на энтузиазме и обучались в процессе работы», — поясняет мужчина.
Тем не менее работу в «цивилизации» ребята считали лёгкой, поэтому постоянно просились на более сложный и ответственный участок: раз в районе Звёздного помощь не требуется, то — дальше в глухую тайгу.
В итоге в октябре их просьбу удовлетворили, и вертолётом забросили на третий участок БАМа закладывать новый город Улькан (та же Иркутская область).
Морозы в Чистой Воде
Тунгусское слово Улькан переводится на русский язык как «чистая вода». Такое необычное название для нового населённого пункта выбрали неслучайно: на берегу одноимённой реки авиаторы как раз высадили крымчан.
Впрочем, совсем дикими эти места не считались — неподалёку располагалась деревня Юхта, в которой проживали пожилые русские женщины. Почти у всех из них, по словам Вадима, мужья погибли в Великую Отечественную войну.
«Мы поселились в километре от этих вдов. Заняли деревянные сараи, где они хранили инвентарь. Морозы стояли уже минус двадцать, поэтому первым делом внутри соорудили печки-буржуйки, потом уже кровати расставили», — продолжает вспоминать собеседник ForPost.
Идёт прокладка Байкало-Амурской магистрали в сибирской тайге.
До работы на станции Улькан каждый день приходилось топать около двух километров. При этом дорогу в тайге комсомольцам пришлось прокладывать самим. Зато участвовали в стройке «с первого колышка», улыбаясь, отмечает Шилов.
Пробив в глухом лесу просеку — будущую улицу, — ребята сразу прибили на дерево табличку «Улица Крымская». После этого перешли к возведению жилых и административных зданий.
«Первое здание как строили? Разводишь большой костёр, потом ломиком выдалбливаешь и выбираешь грунт — там же вечная мерзлота. Потом делаешь так называемые стулья, то есть сваи. Дело в том, что фундамент там ставить нельзя, эта вечная мерзлота постоянно плывёт», — объясняет технологию бывший комсомолец.
Когда в Улькан пришла железная дорога, Вадим с отрядом пошли дальше. Со временем молодой крымчанин из бетонщиков перешёл в механизированную колонну и пересел за баранку немецкого грузовика «Магирус»: отсыпал щебень на железнодорожное полотно. Таким образом он дошёл до Байкала и дальше — стройку БАМа собеседник окончил на станции Таксимо (сейчас административный центр Муйского района Бурятии).
Судьбоносная стройка
Таким образом Вадим Шилов провёл на БАМе следующие 20 лет жизни. Здесь же на железной дороге он встретил будущую супругу: молоденькая работница авиационного завода Иркутска приехала своими глазами посмотреть на легендарную стройку.
«По-моему, она меня первая заметила», — скромно описывает встречу собеседник ForPost.
Женившись на сибирячке, молодой человек окончательно пустил корни: получил высшее образование в Иркутском политехе, стал работать инженером и приобрёл четыре разных модели «Жигулей».
Вадим признаёт, что, если бы не развал Советского Союза, то так и продолжал бы жить в Сибири. Но в начале 1990-х годов оставшиеся в Крыму пожилые родители попросили сына вернуться в Кировское. Поэтому, взяв жену и двух дочерей, мужчина вернулся на малую родину.
«Понимаете, это была моя молодость, самые яркие годы. Я закончил институт, работал инженером, потом на госслужбе, но самое лучшее было там, на БАМе. Во многом благодаря людям: работать приходилось честно, каждый, кто ленился, просто не приживался у нас. Бывали случаи, что человек уезжал, а потом возвращался — вне БАМа люди не такие», — задумчиво объясняет собеседник.
Север по-прежнему манит
Ностальгируя по прошлому, Вадим Шилов время от времени навещает места трудовой молодости.
«Сейчас идёт вторая очередь строительства БАМа, и меня удивило, что туда по-прежнему едет молодёжь. Я ехал в поезде, и все вагоны были забиты молодыми людьми, которые направлялись на стройку. Разговорился с ними. «Надо заработать на квартиру, жениться, а где деньги взять? Надо ехать на север!». И вот мы также делали: получали от 500 до 1000 рублей в месяц, плюс за каждые три года работы давали чек на машину», — делится воспоминаниями мужчина.
Медали Вадима Шилова к юбилею начала строительства БАМа.
Возвращаясь из дальних поездок в Крым, Вадим Шилов стремится объединить всех БАМовцев, живущих на полуострове. На сегодня установлен контакт с четырьмя десятками человек: часть из тех, кто вместе с ним в 1974 году поехали строить железную дорогу в Сибири и потом вернулись в родные края, а некоторые переехали на юг из других регионов.
Есть у Вадима Шилова и ещё одна миссия: он разыскивает знамя крымского отряда БАМа, под которым ехал в Сибирь его отряд. По последним данным, символ отдан на хранение в один из музеев Севастополя. Если у читателей ForPost есть информация о местонахождении знамени, просим обратиться в редакцию.
БАМ в цифрах и фактах
Байкало-Амурская магистраль — железная дорога, проходящая 4324 км по Иркутской области, Бурятии, Забайкальскому краю, Якутии, Амурской области и Хабаровскому краю. БАМ начинается на станции Тайшет (Иркутская дорога) и заканчивается на станции Советская Гавань-Сортировочная (Хабаровский край).
Основная часть магистрали была построена за десять лет: с 1974 по 1984 год. Однако стройка продолжается до сих пор. В частности, сейчас «РЖД» разрабатывает второй путь самого длинного в России 15-километрового Северомуйского тоннеля.
Пелагея Попова
Фото: Пелагея Попова|ForPost; muzbam.amur.muzkult.ru