«Мера связана с риском возникновения дефицита на внутреннем рынке»
С 1 марта вступает в силу временный запрет на экспорт бензина сроком на полгода. Меру одобрил премьер-министр Михаил Мишустин. Она не касается уже согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. По оценкам аналитиков, решение это обусловлено исключительно сезонными факторами – во-первых, высоким спросом на бензин в весенне-летний период, во-вторых, плановыми ремонтами на НПЗ. Запрет явно вынужденный, но у него есть и серьезные побочные эффекты.
«В целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке», — сформулировал задачу вице-премьер Александр Новак в письме на имя Мишустина от 21 февраля. Свою инициативу он обосновал данными мониторинга биржевых цен. С начала 2024 года стоимость бензина АИ-92 и АИ-95, а также летнего дизельного топлива выросла на 8-23%. При этом на автозаправках цена АИ-92 и АИ-95 снизилась на 2 и 1 копейку за литр соответственно, летний дизель подешевел на 7 копеек, а цена зимнего осталась на прежнем уровне. По словам вице-премьера, в такой ситуации необходимо увеличить нормативы торгов нефтепродуктами на бирже и ввести временный запрет на экспорт.
В сентябре 2023 года правительство уже принимало такое решение из-за резкого роста оптовых цен. В ноябре меру отменили. В Минэнерго тогда сообщили, что за два месяца на внутреннем рынке сформировался профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость бензина существенно снизилась.
«Цены на бензин остаются сегодня достаточно волатильными, — поясняет инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. – Нынешняя мера очень жесткая, но откровенно вынужденная: она носит сезонный характер и связана с серьезным риском возникновения дефицита на российском рынке. Часть НПЗ сейчас находится в ремонте, весной начнутся полевые работы, а в период летних отпусков автомобилисты, как мы знаем, активизируются. Обычно спрос на бензин повышается как раз весной-летом. Проблема в том, что без побочных эффектов не обойтись. Во-первых, нефтяники недополучают валютной выручки, во-вторых, снижаются поступления в бюджет, поскольку нефтепродукты составляет примерно треть от экспортных продаж. Что касается макроэкономических последствий, это негативно влияет на курс рубля».
Впрочем, рассуждает Суверов, в дальнейшем власти могут вновь воспользоваться таким испытанным инструментом, как топливный демпфер. Государство субсидирует производителям стоимость нефтепродуктов в случае, если цена на них на экспортных рынках выше, чем внутри страны. В 2023 году демпфер был отменен, а сегодня прежние его параметры возвращены. Напрашиваются и другие шаги, которые будут способствовать ценовой стабилизации – за счет роста объемов производства. Прежде всего это реконструкция НПЗ и увеличение их мощностей.